Продолжая тему противодействия вербовке — памятка о том, как распознать вербовщика и правильно реагировать на попытки психологической обработки.
Продолжая тему противодействия вербовке — памятка о том, как распознать вербовщика и правильно реагировать на попытки психологической обработки.
📌📌📌
Портрет вербовщика:
— это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали;
— это человек, слишком хорошо проинформированный о вашей жизни;
— тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами;
— тот, кто хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру;
— тот, у кого есть ответы на все вопросы.
Кто попадает под влияние вербовщиков?
1. Люди, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса,
глубокого разочарования, испытывающие чувства одиночества,
неудовлетворенности духовных потребностей.
2. Лица с плохо развитым критическим мышлением.
3. Лица, характеризующиеся отсутствием личностной защищенности при психологическом стрессе, переживании неудач, разочаровавшиеся своей жизнью, а также недостаточно адаптированные к окружающей действительности.
4. Искатели «чего-то новенького», необычного, таинственного. Те, кто хотят выделиться из серой массы, быть причастными к «современному», «международному» духовному движению.
5. Подростки. Чем младше человек, тем более он подвержен влияниям,
ибо воспринимает окружение как обучающую среду.
Тактика вербовки подразумевает, что это происходит незаметно для вербуемых:
– к вам может обратиться друг или родственник, уже являющийся
членом данной группы;
– к вам обращается дружески настроенный незнакомец (часто
противоположного пола);
– могут пригласить на мероприятие типа лекции, симпозиума или демонстрации фильма;
– предлагают купить книгу, рекламируемую как «бестселлер»;
– вас приглашают на внешне безобидные занятия;
– заинтересовывают личным или тематическим объявлением, рекламным листком или плакатом.
Если человек выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает
попытку вовлечь его в беседу, разжечь интерес и увлечь следующими
средствами:
— показывая заботу о его благополучии;
— выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и
эмоциональном состоянии, и это заставляет поверить, что его действительно понимают;
— демонстрируя острый интерес к его идеям, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант! А мне как раз довелось жить с
группой музыкантов…»;
— удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую
близость (в психологическом смысле): тактильный контакт, поглаживание, дружеские похлопывания и т.д.;
— извлекая личную информацию о его текущих делах, о заботах, проблемах, стрессах (например, вербовщик может спросить: «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?»).
Тактические приемы, используемые деструктивными людьми, чтобы
добиться желаемого:
1. Контроль времени и деятельности (поведения), то есть оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления.
Результат: пониженная психологическая защита, снизившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать ситуацию, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.
2. Информационный контроль, например, подвергая информацию СМИ
критике, пытаясь оклеветать её.
Результат: невозможность принять взвешенное решение.
3. Манипуляция языком. Дополнительная тактика включает:
* использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы);
* введение иностранных слов в разговор;
* ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.
Результат: вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание.